8 января 1935 года родился Элвис Пресли.
Не так уж много существует исполнителей, которых все знают по имени. Элвис - никому в мире не нужно объяснять, кто это такой. И если где-то упоминается король рок-н-ролла, то и тут ясно, о ком идет речь. Своей музыкой Элвис Пресли произвел такой переворот в умах людей XX века, который не снился даже социальным революционерам всякого толка. Это клише, но оно лишь отражает истину
. Родители малыша Элвиса, который родился 8 января 1935 года в городе тьюпело, штат Миссисипи, не прогадали, когда вместо велосипеда подарили сыну на день рождения дешевую гитару.
В том случае, если существуют переломные моменты, когда в один день вдруг меняется весь ход истории культуры, то таким моментом можно признать 5 июля 1954 года, когда 19-летний водитель грузовика Элвис Аарон Пресли пришел в мемфисскую студию в доме 706 по юнион - авеню, чтобы записать свой первый официальный сингл. Как сказал пол маккартни, явился мессия. Своим пением, обликом и подходом к музыке Элвис Пресли дал толчок всей молодежной поп-культуре второй половины XX века. И хотя к различным периодам творчества певца можно относиться по-разному, его волнующее пение, полуулыбка и набриолиненные волосы сформировали весь канон рок-музыки.
Еще 18 июля 1953 года Элвис Пресли пришел в студию Sun Records, чтобы за 3 доллара 98 центов записать пластинку с песнями "My Happiness" и "That's When Your Heartaches Begin" в качестве подарка для своей мамы. Это первая запись Элвиса - британский журнал Record Collector оценил стоимость оригинальной ацетатной пластинки в 500 тысяч долларов. На вопросы, что он поет и на кого это похоже, Элвис самоуверенно ответил, что споет что угодно и что не похож ни на кого. Тем не менее первая запись не принесла ничего, кроме скупой студийной пометки напротив имени: "Неплохой Певец Баллад". В январе 1954 года Элвис записал еще две песни - и снова никакого результата.
В очередной раз Элвис Пресли переступил порог студии 5 июля. Сначала дело не клеилось, и филипс попросил Элвиса петь все, что тот знает, и даже позвал подыграть двух местных музыкантов, гитариста уинфилда "Скотти" Мура и контрабасиста Билла блэка. Когда все уже устали и собирались по домам, Элвис взял гитару и начал играть блюзовый номер 1946 года "That's All Right", подпрыгивая и валяя дурака. К нему присоединились музыканты, а Сэм филипс высунул голову из контрольной комнаты и попросил сыграть еще раз для записи. Так студийная пленка волнующий момент самого рождения рок-н-ролла зафиксировала.
Владелец студии Сэм филипс искал белого певца, который мог бы петь с "Черной" блюзовой экспрессией, и Элвис Пресли с его яркой и быстрой версией "That's All Right" был как раз тем, что нужно. Когда 8 июля песня прозвучала на мемфисском радиошоу, слушатели закидали редакцию восторженными отзывами, причем многие были уверены, что певец - черный. Сорокапятка, дополненная скоростным исполнением кантри - вальса "Blue Moon Of Kentucky", вышла уже 19 июля - на нее было сделано 6 тысяч предварительных заказов! - а трио пустилось в громкое турне по югу США, повергая толпы поклонниц в невиданную истерику.
В январе 1956 года вышел гипнотический сингл Элвиса Пресли "Heartbreak Hotel", положивший начало общенациональной славе нового молодежного кумира. Пуританская Америка была поражена скандальным имиджем молодого певца. Элвис мог похвастать прической с непослушным вихром на лбу, постанывал во время пения и развратно вихлял бедрами: один католический еженедельник высказал мнение, что его выступления - не более чем "Стриптиз в Одежде". Как и подобает истинному секс - символу, Элвис Пресли нравился и женщинам, которые вожделели его, и мужчинам, которые старались на него походить.
В шоу Стива эллена его вынудили нацепить смокинг и спеть "Hound Dog" собаке в цилиндре и галстуке, а в шоу Эда салливана, которое собрало 82, 6 процента всей телевизионной аудитории США (60 миллионов человек), Элвиса снимали только выше талии из соображений пристойности.
Появление Элвиса Пресли - подлинный тектонический сдвиг в мире молодежной моды. Оказалось, что американские тинейджеры - дети послевоенного всплеска рождаемости - превратились в культурную и экономическую силу. В их распоряжении были и карманные деньги, и свободное время. Их рок - н - ролльный стиль в одежде контрастировал со старомодным миром взрослых: молодой человек мог отрастить волосы и баки, начесать эффектный кок на лбу, одеться в кожаную куртку, купить мотоцикл - именно такой иконический образ молодого бунтаря 50-х появляется в фильме "Дикарь" с Марлоном брандо.
Хотя верные последователи Элвиса превзошли его по некоторым показателям и пошли на более смелые творческие эксперименты (те же The Beatles), никто не мог приблизиться к пониманию, насколько это грандиозно - просто быть Элвисом. Бессмертие певца основывается на его революционных рок-н-роллах 50-х годов и блестящей поздней классике. Все в нужных пропорциях и в подходящей комбинации из поп-музыки и ударных рок-н-роллов. Элвисом заслушивались молодые музыканты, которым суждено было творить новые революции в рок-музыке, а знаменитое фото с обложки, сделанное на концерте во флориде 31 июля 1955 года, вспомнили панки The Clash в оформлении своего альбома "London Calling" (1979.
P. S. на фото Элвис с натали вуд.