Морихей уесиба был очень религиозным человеком и полагал, что духовный аспект в айкидо - самый важный.
Он, в частности, утверждал (взято буквально наугад из одного из журналов по айкидо: "Будо - это Священная Дорога, Проложенная Богами, Которая Ведет к Правде, Справедливости и Красоте; это Духовная Дорога, Отражающая Безграничную, Абсолютную Природу Вселенной".
В этом высказывании явственно звучит духовный и даже религиозный смысл, однако после смерти основателя этой стороне вопроса внимания уделялось очень мало. Считается, что практика айкидо - дело, несомненно, очень хорошее. Иногда произносятся слова "Самореализация" и "реализация собственного потенциала". При этом редко высказываются предположения о том, что айкидо требует определенных духовных усилий. В некоторых странах айкидо занимаются в спортивных или фитнес - центрах. Таким образом, понятия "Правильная Практика" и "хорошая тренировка" считаются естественно взаимосвязанными - однако неужели это все, что можно сказать по этому вопросу? Самым вероятным ответом будет ответ отрицательный. Однако что же все-таки отсутствует в понятии "Хорошая Тренировка", присутствуя в понятии "правильная практика"?
Какой религии придерживался основатель? Это была смесь верований синтоизма и буддизма, а также медитативных практик в интерпретации религии омото. Некоторые ученики морихея уесибы говорили, что он предпочитал синтоизм дзен-буддизму, но это вовсе не означает того, что он был синтоистом. Его библией были кодзики и нихон - сёки - собрания древних японских мифов и легенд, а также необычное собрание умозрительных рассказов, собранных вместе онисабуро дегучи и известных как Recai Monogatory (рассказы духовного мира. Во время практики основатель много говорил о "Духовных Делах", но большинство учеников не понимали его рассуждений и даже не вспоминали о них, предпочитая разделять практику на татами и мифологию синто с доктринами котодама. Но основатель не только не делал никакого разделения, но придавал особенное значение именно духовным составляющим искусства. После второй мировой войны, когда айкикай вернулся из ивама обратно в Токио, основатель много времени проводил в Токио, ивама и поездках по Японии, а однажды посетил Гавайи. Создается впечатление, что в развитии айкидо после войны он по-настоящему не играл большой роли, превратившись в некое подобие иконы. Обычно это объясняют тем, что основатель был занят собственными "Духовными Поисками", и эти поиски нас не касались. Преподаванием же айкидо и его распространением занимался его сын киссемару уесиба. Высказывались утверждения о том, что айкидо основателя сильно отличалось от айкидо других людей. В каком-то смысле это верно, хотя и тривиально; с другой стороны, если это верно, для айкидо и его развития это может оказаться очень важным, и совершенно естественным станет вопрос: насколько необходимы для айкидо духовные поиски основателя, если понимать их в широком смысле? Ведь в последние годы своей жизни основатель рассказывал об этих поисках буквально всем, хотя, похоже, его едва ли слушали и едва ли понимали. Может ли это стать проблемой для нас - людей, никогда его не видевших?