Фитнес для похудения

Фитнес дома. Комплексы упражнений, диеты, программы тренировок, советы экспертов

Высокие состояния сознания йоги.

10.06.2024 в 02:27

Главное отличие йоги от спорта и фитнеса заключается в том, что физические упражнения выполняются йогами не для того, чтобы превзойти своих конкурентов на соревнованиях или сделать своё тело соответствующим чьим-то идеалам красоты. Весь йогический образ жизни сводится к одной единственной цели - достижению высших состояний сознания.


Под такими состояниями понимается выход за пределы среднего человеческого опыта путём расширения сознания с помощью многочисленных практик, что приводит адепта к медитативным и созерцательным уровням йоги. Это достигается благодаря устранению всех противоречий между телом, умом и духом, и образно может быть описано как лабиринт минотавра, где сам лабиринт - наше существо, указующая нить - йога, а конечная цель - самореализация и "Просветление".
Медитативные уровни начинаются с пятой ступени восьмеричного пути йоги - пратьяхары. На этой ступени, после многолетней регулярной практики крий, асан и пранаям, восприятие йога постепенно поглощается мощными вспышками внутренней энергии, вызванными очищением энергетической системы организма и активизацией энергетический центров потоками праны. Это приводит к тому, что сознание йога начинает вс больше концентрироваться на внутренних ощущениях, нежели внешних объектах восприятия. Такой процесс сравнивается с поведением черепахи, втягивающей голову внутрь своего панциря.

Пратьяхара, в свою очередь, способствует возникновению однонаправленной концентрации ума - дхараны. Такое состояние сознания можно визуализировать как бескрайнюю водную гладь в полный штиль, на поверхности которой исчезли все волны - колебания ума.
Когда такой поток концентрации становится непрерывным - это дхьяна, седьмая ступень восьмеричного пути йоги, каталептическое состояние глубочайшего "Шаманского" транса, настоящая медитация. Йогин, которому удалось достигнуть этого уровня и удержаться на нём, оказывается на пороге высшей йогической самореализации - состояния самадхи.
"Если Остаётся Лишь Абсолютное Созерцание, а Собственная Физическая Форма Растворяется, - это Называется Самореализацией" ("патанджала йога Даршана", часть III, стих 3.
Таким образом, если божественное и человеческое полностью соединяется, внутреннее и внешнее сплавляется, пространство и время трансцендируются, и одновременно происходит вс и ничего - это самадхи.
Савикальпа - самадхи ( "Самореализация в Форме") - наивысший транс с сохранением чувства собственной идентичности.
Из дхараны, дхьяны и самадхи возникает состояние самьяма - "Абсолютный Контроль". В случае если это состояние медитативного погружения в транс совершенствуется, то йог продвигается к нирвикальпа - самадхи - "Самореализации без Формы". Патанджали называет это состояние дхарма - мегха - самадхи - "Просветление в Облаке Того, что Составляет Наше Истинное Существо". Это открытие высшего божественного "Я" конечная цель йога есть.
В йога - шастрах самадхи упоминается под различными названиями, описывающим его суть:
Раджа - йога - "Королевская Йога";.
Йога - нидра - "Йога сна";.
Унмани/манонмани - "Экстаз Духа";.
Лайя - "Растворение";.
Сахаджа - "Возникающее из Самостоятельности";.
Турья - "по ту Сторону Всех Состояний".
Процесс достижения высоких состояний сознания подобен освоению асан. Можно без конца говорить о том, каково это - сесть на шпагат или встать на голову, но в конечном итоге, чтобы понять, что это такое, нужно сделать это самостоятельно. Все практики йоги подразумевают индивидуальные усилия каждого конкретного человека под руководством реализованного гуру и могут быть описаны словами лишь в общих чертах.
Пакшьясана - поза птицы или самолёта. Это сложное упражнение развивает в практикующем качества, необходимые для расширения сознания - психофизическое равновесие, сосредоточенность и концентрацию. Дарит ощущение л гкости и созерцательный настрой ума.