Конопляные страдания. Жизнь полна метаморфоз, каждый век своё привносит, где пшеницу, где овёс, где другие травы косят.
Предысторий, правда, много, и у каждой своя цель, невесёлые прогнозы.
Ожидают конопе ль.
Конопе лька, конопля, конопе люшка (1) страдает, мать ее сыра - земля, в долгий путь сопровождает.
Её сушат, треплют, мо чат, чешут, тянут и прядут, и такое ей пророчат, что не всякие поймут.
Хоть кормилицей бывала, одевала стар и млад, ей дурная вышла слава, запустел коно пель - сад.
А ведь раньше, при посеве, уважали ее семя, в добру землю, в день весенний, опускали, да по вере.
Только женскою рукою.
Быть посажена должна, чтобы белизной святою.
Прорастала для холста.
Чтоб огород сберечь от сглаза, бабы в новом пояске, объезжали аж три раза!
А на чём? На кочерге!
Босиком ее сажали, чтобы минула гроза, а чтоб птицы не клевали.
Там глаза завязывали.
Молчать при этом полагалось, а чтоб семенники большие, сажали в землю рядом яйца -.
И с урожаем всегда были.
Особый ритуал посадки (2).
Исконно приносил плоды, и стебли были толсты, гладки, всегда чистейшей белизны.
Чтоб конопля росла высокой, то прыгали через костры, то с лавок прыгали прискоком, (с прыжками помыслы чисты) (3.
Почёт траве да уваженье, а разве можно по-другому?
Ведь конопляное то семя, годится всякому ведь дому.
И как уже упоминалось, это лишь женская трава, с ней и легко всегда рожалось, коли подстелена была.
А если бабонька не хочет.
Дитя под сердцем заиметь, то можно лишь особой ночью.
Особо семя заиметь. (4).
Обкуришь избу сей травою -.
Сбегут и уползут все гады, отвар с колодезной водою.
Полезным станет для услады.
А если девки моют косы, да на настойке конопли, то будут все длинноволосы ….
Да её семя тож толкли, (5).
Затем пекли блины, коврижки, не зная голода и бед, лечили ею и нервишки, да вот рецепта, правда, нет.
Коли ребёнок заболеет.
Его обвяжут коноплёй, коль ломит спину и колени, отхлещут этой же травой.
Добра заложено немало, хотя вся создана для боли, (6).
И как ее и не трепало, она упрямо росла в поле.
Конопелька, конопля, конопелюшка страдает, мать ее сыра - земля, в долгий путь сопровождает.
Её сушат, треплют, мочат, чешут, тянут и прядут, и такое ей пророчат, что не всякие поймут.
Лара_песенка.
1. ласкательные имена для этой культуры за всё её добро издавна использовались в песнях и заговорах.
2. для правильного посева требовался особый ритуал - перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для конопли. Сеяли же босиком, молча, сняв шапку, с завязанными глазами, иначе птицы выклюют семена, посеянная конопля не взойдет. Во время сева нельзя было здороваться и отвечать на приветствие, а чтобы обеспечить белизну волокна конопли и чтобы семенные головки были крупными, в семена клали яйца, разбрасывали их по полю, закапывали в землю, перед севом ели яйца или яичницу.
3. следующий важный этап взращивания конопли для славян - магическое возбуждение вегетации и обеспечения роста конопли. Для этого практически на все праздники - на рождество, масленицу, в первую неделю великого поста, на Ивана Купалу, в Петров день - прыгали с лавок, столов, печей; поднимали или подбрасывали вверх предметы. Женщины катались с гор на санях, на скамьях, на донцах от прялок, катались на лошадях (восточные славяне); качались на качелях, танцевали с подскоками - "на Высокий лен и Коноплю"; зажигали костры и прыгали через них - чем выше, тем лучше урожай.
4. помимо важности магических ритуалов вокруг выращивания конопли, у славян считалось, что конопля имеет продуцирующую функцию, с чем также было связано немало примет и ритуалов. Новорожденного перевязывали матками - женской особью конопли с семенами. В том случае, если же ребенка обвязать плоскунами - мужской особью конопли без семян, то славяне верили, что он будет бесплодным.
5. существует три близких вида растения Cannabis, у двух из которых нет наркотических свойств, - это сорная и посевная конопля. Именно из семян посевной конопли масло и муку делают. Это полезная добавка в выпечку и супы, богатая растительным белком, магнием, хлорофиллом, клетчаткой. Подходит для диабетического и фитнес - питания.
6. в верованиях и фольклоре славян с коноплей связывается мотив "Жизненных мук": ни одно другое растение не претерпевает столько страданий, превращаясь из семени в полотно или рубаху (семя закапывают в землю, стебли дергают, мочат, сушат, треплют, чешут, прядут и т. д. ), поэтому песни о "муках".