Как правильно провести праздник Крещения. Как можно и как нельзя праздновать Крещение Господне?
Как правильно провести праздник Крещения. Как можно и как нельзя праздновать Крещение Господне?
Отвечает священник Андрей Чиженко.
Праздник Крещения Господня в количественном отношении после Пасхи является самым многолюдным. Не в последнюю очередь это зависит от того, что есть некий материальный предмет, который можно получить и принести домой. В случае с праздником Святого Богоявления (так еще называют Крещение Господне) это святая вода, или Великая агиасма (с греч. святыня).
Но мы не должны относиться к ней магически, как к святыне самой по себе. Нам не следует относиться к ней как к чему-то оккультному. Собственно говоря, нам нельзя делать из этой воды идола. Нельзя воспринимать святую крещенскую воду в отрыве от Господа нашего Иисуса Христа. Именно Он вошел в естество водное, как неоднократно поется и читается на богослужениях в честь вышеупомянутого праздника, и освятил воду Собой. Символом этого является погружение священнослужителем распятия в воду под пение тропаря Святого Богоявления.
Если мы внимательно всмотримся в богослужебный Устав, то увидим, как мудро через отцов Церкви Святым Духом все устроено. Великое освящение воды именно в богослужебных чинах (за исключением крестных ходов в день праздника на водоемы) не служится в отрыве от церковной службы. Первый раз вода освящается перед завершением великой вечерни в Крещенский сочельник. В 2020 году он припал на субботу. Поэтому великие часы с чтением евангельских зачал, посвященных празднику, читаются утром в пятницу, 17 января по новому стилю. Литургия в этот день не совершается. А в субботу, 18 января – в Крещенский сочельник, служится Литургия святителя Иоанна Златоуста. За ней сразу читается девятый час и служится великая вечерня в честь праздника. И как раз перед ее завершением совершается чин великого освящения воды, который, собственно говоря, и есть завершением вечерни.
Вечером же, в субботу накануне воскресения (Крещение Господне в этом году совпало с воскресным днем), служатся великое повечерие, утреня и первый час. Также нужно сказать, что 18 января в Крещенский сочельник полагается по Уставу однодневный строгий пост. Можно вкушать только растительную пищу с елеем. И сочиво (коливо) – изначально пшеница с медом как символ Воскресения Христова (растущая пшеница) и сладости Царствия Небесного (мед). Пост разрешается после Литургии 19 декабря, в день Крещения Господня.
Тогда служится (в этом году) Литургия святителя Василия Великого, и после заамвонной молитвы снова совершается великое освящение воды.
Время Крещенского сочельника, так же, как и время Рождественского (в древности это был один праздник), желательно провести в храме, участвуя в богослужениях.
Из вышесказанного можно заметить, что великое освящение в воды вмонтировано в суточный круг богослужений. Оно совершается до отпуста, т. е. является неотъемлемой частью службы. В сам же праздник Крещения Господня великое освящение воды есть продолжением Литургии, этой самой главной церковной службы, в которой Бог, по словам святых отцов, максимально близко соединяется с человеком, где Господь является человеку, освящая его и в том числе воду для него и для мира. И потом освященная Богом вода из храма изливается в мир: источники водные, жилища и т. д. Поэтому этот праздник называется еще Просвещение. Христос посредством воды просвещает весь мир.
Поэтому если человек жаждет святой воды, не вспоминая о Христе, то в этом есть нечто языческое. Христианин – это тот человек, который центром своей жизни видит Христа и идет к Нему каждодневно. Быть может, падает, но встает и идет.
Поэтому на вопрос, как правильно праздновать Крещение Господне, хочется ответить предельно просто: вместо того чтобы с утра 19 января мчаться в прорубь, в баню, к шашлыку и водке, нужно поспешить к Господу нашему Иисусу Христу на Божественную литургию, с причастием Тела и Крови Христовых, и за Великой агиасмой во спасение души и во здравие тела. Будем помнить, дорогие братья и сестры, что мы не язычники, а христиане.
Крещение в россии традиции. Что можно делать на Крещение
Ни для кого не секрет, что в крещенскую ночь набирают воду, так как она имеет чудодейственные свойства. Воду берут в церкви, набирают из речки или даже из-под крана. Кроме того, издавна считается, что по-настоящему целительной является талая вода, потому берут чистый снег, после чего растапливают его дома.
- Считается, что крещенская вода может простоять целый год и сохранить свои свойства. Священнослужители всё же предупреждают, что в качестве питья нужно употреблять только ту воду, которая была взята из чистых источников.
- Крещенскую воду дают болеющим, умываются для здоровья и очищения, окропляют дом и так далее. Сфер применения поистине много. Как правило, такую воду хранят за иконами или рядом с иконами.
- Крещенской водой поят скот — для приплода и здоровья.
- Если в течение года такая вода всё же испортилась, не нужно выливать её в раковину, унитаз или другое место. Такой водой можно полить цветы или вылить её в реку.
- Ещё одна популярная традиция на Крещение Господне — окунуться в прорубь, которую также называют Иорданью. Водоём, где происходит данное действо, освящает священнослужитель. Во льду делается прорубь, которая может быть самых разных форм, от прямоугольной и до формы православного креста. Однако здесь стоит помнить, что это не соревнование на смелость, не развлечение, не похвальба перед друзьями. В первую очередь, это мероприятие для тех, кто является истинно верующим, и окунанием, подобно традиционному крещению, желает впервые или в очередной раз показать свою приверженность Господу, очиститься духовно, а затем уже физически.
- Церковнослужители также напоминают, что окунание в прорубь не является обязательной традицией. Даже истинно верующим людям вовсе не обязательно проводить данный ритуал. Куда лучше будет посетить церковь.
- В этот день нет Поста. Ограничения в еде полагаются накануне, в Крещенский сочельник (18 января), а в само Крещение разрешаются любые блюда.
- День Богоявления нужно посвятить больше духовным делам, чем физическим. Работать не возбраняется, особенно, если это необходимо или перенести работу нельзя. Однако лучше отказаться от тех дел, которые могут подождать, например, работы по дому, и посвятить освободившееся время походу в церковь или приготовлению праздничных блюд, родным и близким.
- На Крещение открываются небеса. Если помолиться о чём-то Господу, то просьба может исполниться.
- Девушки выходили на улицу и гадали на замужество. Если первым повстречался молодой человек, то в этом году состоится свадьба, если старый мужчина, то в этом году свадьбы не будет.
- Добрые дела вернутся к человеку в тройном размере, но делать их нужно без умысла, без меркантильных желаний, чтобы затем получить что-то для себя.
Как празднуют Крещение господне. Крещение Господне. Праздничное Богослужение
Праздничные службы на Богоявление продолжаются несколько дней: накануне — навечерие («сочельник»), затем сам праздник Крещения, на третий день совершается служба собору Иоанна Предотечи . Тексты богослужений содержат в себе не только рассказ о событиях праздника, но и объяснение его значения, а также воспоминание всех прообразов, предсказаний и пророчеств. Так, прообразом Крещения Господа во Иордане было разделение речных вод, которое совершил пророк Елисей милотью (одеждой) пророка Илии. О Крещении пророчествовал Исаия: « Измыйтеся, и чисти будете » (Ис. 1, 16-20). Псалмы царя Давыда, в которых содержатся пророчества о Крещении Господа, также читаются за праздничной службой.
В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства. Об этом обычае напоминают многие моменты службы: бо́льшее, чем обычно, количество паремий, отрывков из пророческих и повествовательных книг Ветхого Завета, во время чтения которых совершалось Таинство крещения, пение «Елицы во Христа крестистеся…» и даже само освящение воды.
Служба празднику Крещения совершается особенно торжественно, в древности она продолжалась всю ночь. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!» Затем следует лития — ряд стихер, в которых говорится о событиях, происходивших на Иордане 2000 лет назад. Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня.
Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню?» Видя Господа, Предотеча « рaдуетсz дш7eю и3 трепeщетъ рук0ю. показu1етъ є3го2, и3 гlетъ лю1демъ, сeй и4же и3збавлszи ї}лz, свобождaz нaсъ t и3стлёніz» .
Другая стихера рассказывает о том, как дрожала рука Крестителя и потекли назад речные воды — они не смели прикоснуться ко Господу : « Трепетaше рукA кrти1телева, є3гдA пречcтому ти верхu2 коснu1сz. во€врати1сz їwрдaн8скаz рэкA в8 спsть, не смёz прибли1житисz тебЁ » .
Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является. « Е$же t дв7ы сlнца, ви1дz и4же t непл0дове свэти1лникъ свётлыи. во їwрдaнэ просsща кRщeніz. ќжасомъ и3 рaдостію вопіsше к8 немu2, ты2 мz w©ти2 вLко б9eственымъ kвлeніемъ свои1мъ ».
(Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим»).
Каноны празднику написали гимнографы, жившие в VIII веке, — преподобные Козма Маиумский и Иоанн Дамаскин. Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле (Тит. II, 11-14; III, 4-7) говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии (Мф. III, 13-17) повествуется о крещении Спасителя от Иоанна Предотечи.
Читать онлайн
В праздник Крещения Господня совершается два водоосвящения. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: « Глас Господень на водах вопиет, глаголя » и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: « Во Иордане крещающутися, Господи ». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину.