И для чего вообще нужна эта "Индийская Гимнастика"?
А. Сид.
Прежде всего, травмы при практике йоги возникают из-за самой главной ошибки, которую делают, как я случайно недавно обнаружил, почти все, кто начинает заниматься йогой.
И именно из-за этой ошибки, я сейчас ее назову, очень многие, кто начинает заниматься, зарабатывают травмы. Человек приходит в фитнес - центр и говорит: а йога - это что, это растяжка, да? Вот. И здесь заключается самая главная ошибка. Йога и растяжка не имеют ничего общего между собой
. Практика хатха - йоги и хорошая растяжка - это вещи, если не взаимоисключающие, то по крайней мере, хорошая растяжка очень мешает получить от йоги тот эффект, который она может дать. Сейчас объясню.
Лишь в том случае, если мы попробуем отыскать самое первое определение йоги, то где-то в ведах мы на него наткнемся. Веды - это очень старые книги, прибитые пылью времени, сейчас эти тексты не применимы в нынешней обстановке, они безнадежно устарели, но, тем не менее, какая-то базовая информация, которая там есть, проходит сквозь века и тысячелетия, потому что она касается устройства вселенной. Скорее, каких-то аспектов вселенной - они не очень сильно изменяются, изменяется картина применения информации в социуме, вносятся поправки. Потом это самое первое определение йоги всплывает в упанишадах. Там некто яма - бог смерти, говорит человеку, возжаждавшему приобщиться, что есть йога. Он говорит, что йога - это умение владеть всеми своими эмоциями. На тот момент, это сколько-то тысяч лет назад, владение собой ограничивалось владением эмоциями, потому что человек в большей степени был движим инстинктивным разумом, и неконтролируемые эмоции - это был самый серьезный камень преткновения. И до более тонкого управления дело не доходило, нужно было сначала справиться со своими звериными, животными проявлениями. В те времена о значении слова йога как одной из шести ортодоксальных систем индийской философии - углубленном созерцании, единении со всевышним и т. д. вообще никто понятия не имел. Потому что значение слова появились уже в результате практического развития системы, в результате развития методов уже после Христа, после патанджали, а тогда его употребляли в его первом значении. А первое значение - это узда, упряжь, обуздание, т. е. если перевести на современную терминологию - это контроль. Итак, первое определение йоги, имеем что - контроль есть способность владеть всеми своими эмоциями. Потом по мере развития социума и человека, и способностей человека отдавать себе отчет в том, что он делает, это определение претерпело некоторое изменение. И патанджали во втором столетии до рождества христова уже его несколько расширил и сказал, что йога - есть устранение суеты ума. Т. е. контроль - есть устранение суеты ума или прекращение суеты ума. Речь шла уже не только о контроле над эмоциями, но уже и об умении применять мыслительный аппарат, об умении работать с образами, управлять сферой генерирования образов, идей, намерений - это уже более глубокая штука.
Но, что оказывается: человек садится, складывает ножки в лотос, сидит 4, 5, 10 часов, управляя своим умом, и его мозг начинает перестраивать режим работы. Действительно, если человек сосредотачивается на крышке черепа, у него процесс креативного мышления или процесс контролируемого движения осознания распределяется по коре головного мозга и туда устремляется мощный поток энергии, потому что мозг этого требует. По позвоночнику со всех источников, какие только могут, собирается энергия - вся, какая есть в организме, и тянется в мозг. Вот это и называется пробуждением кундалини. Но энергия из ниоткуда не берется, она должна быть обеспечена обменными процессами в органах, а органы обычного человека привыкли к обычному нормальному мерцающему вяло текущему процессу. Когда происходит переключение в новый режим работы, то этот процесс требует возрастания потребления энергии. Это законы физики, они для всех систем одни - мы знаем, что всегда критические расчеты любой системы ориентируются на максимальный уровень нагрузки, т. е. максимальные потоки, максимальные токи, напряжение, максимальные перепады. И вот этот процесс включения - процесс кундалини - это и есть мощнейший переходный процесс во всей системе. И если органы не могут его поддержать, не способны, у них нет ресурса, что тогда происходит - они начинают ослабляться и разрушаться. И если где-то есть бактерия или вирус или еще что-то, он быстро вгрызается и по полной программе разваливает организм.
Что получается? Лишь в том случае, если мы сразу начинаем пытаться контролировать ум, но наше тело не способно поддержать эти попытки, то либо нам ничего не удается, либо мы разрушаем себя. Йогины древности столкнулись с этой проблемой, они поняли, что для того, чтобы успешно практиковать раджа - йогу, т. е. прямое управление сознанием, нужно иметь подготовленный материальный ресурс, нужно что-то сделать с телом и с его способностью усиливать обменные процессы, генерировать определенное количество энергии. Дать телу возможность более легко адаптироваться к повышенным нагрузкам и повысить иммунный барьер, чтобы в условиях повышенных нагрузок вирусы, бактерии и т. д. не сгрызали тело. Они долго искали способ, как этого добиться, и, в конце концов, имперически вышли на гимнастическую систему, построенную на вытягивании соединительной ткани. Что такое асана? Асана - это форма тела, которую мы придаем для того, чтобы растянуть сухожильно - мышечные жгуты, причем, чем более мощные жгуты, чем больше их, тем более эффективна асана с точки зрения именно повышения иммунитета и повышения адаптивных способностей организма. Йогины древности и средних веков вышли на это имперически, академик богомолец в 20-30-х годах на клинических экспериментах четко доказал взаимозависимость состояния соединительной ткани и иммунитета человека. Состояние соединительной ткани (сухожилия, соединительно - тканные мешки, в которых находятся мышцы, суставные сумки, внутрисуставные связки, соединительно - тканные оболочки органов и т. д. ) напрямую определяет уровень иммунитета и уровень адаптивных способностей организма. Асана - это способ тянуть соединительные ткани так, чтобы они давали нам прирост способностей организма выдерживать перегрузки, возникающие при попытке внедриться в управления режимами работы мозга. Все. Все очень просто. Просто до примитива.
А теперь давайте рассмотрим пример - хорошо растянутый человек начинает заниматься йогой. Он тянется, но для того, чтобы система сработала, нужно, во-первых, предельное растягивание - только тогда организм начинает меняться - ткань начинает изменяться, когда организм понимает, что у него не хватает способностей, ему нужно развиться. Возникает вопрос: кто легче и быстрее и с более простыми формами доберется до этого режима глубокого вытягивания - человек, который хорошо растянут или человек, который не растянут? Конечно, человек, который не растянут. Ему стоит чуть-чуть начать гнуться - и все, у него уже все работает. Это типичный пример, когда человек, плохо растянутый начинает заниматься йогой, у него очень быстро происходит изменение в мозге, сознании, в состоянии организма в целом - он быстрее въезжает в тему. А человек хорошо растянутый тянется, гнется, но он так и остается хорошо растянутым человеком, он остается таким же эмоциональным придурком, которым он был и раньше. Я очень много таких знаю, особенно мужчин, хорошо растянутых, они все из себя клевые, у них все хорошо получается. Но это не асаны, а просто пустая гимнастическая форма, она не работает, потому что для того, чтобы сделать асану, хорошо растянутому человеку приходится изощряться и выдумывать все более и более глубокие вещи. Проблема в чем? Проблема в том, что когда человек повторяет изо дня в день асаны и начинает управлять мозгом, тело отрабатывает и по принципу обратной связи становится более растянутым, тогда приходится находить более сложные формы. Сложные асаны выдуманы именно потому, что на каком-то этапе простые перестают работать. А задача практики асан в том, чтобы придать телу комплекс форм, который бы пробежался глубоким вытягиванием по всем сухожильно - мышечным жгутам, причем, в каждой асане нужно зафиксировать эту картину. Но если мы будем просто тянуть, мы, в конце концов, просто разболтаем эту систему. Обязательно нужна обратная компенсация. Как мы подвергаем вытягиванию сухожильно - мышечные жгуты, точно также мы должны по максимуму задействовать статические изометрические напряжения мускулатуры. Почему я всегда настаиваю на выполнении нижних стоек на руках - потому что они относятся к категории наиболее напряженных упражнений, и они компенсируют вытягивающие асаны. Таким образом, если делать вытягивание и не делать силовые асаны, система разбалтывается и через некоторое время хатха - йога, асана как таковая перестает работать. Остается чисто гимнастическая форма. И статика вытягивания и статика напряжения должны быть довольно длинными. Естественно нужны и дополнительные динамические процессы, чтобы толкать физиологические жидкости, для того, чтобы в суставах как-то циркулировала смазка, чтобы позвоночник не заклинивало. Для этого в переходах между асанами используют динамические элементы. Они должны быть обязательно. Пусть это будут гимнастикообразные элементы или цигунообразные. Цигунообразные элементы предпочтительнее с точки зрения распределения плотности энергии в системе.
Вот таким образом мы выходим на практику асан, в которой, естественно есть свои законы построения форм. Внимание! Только в том случае, если асаны делаются правильно, то за минимальный промежуток времени мы достигаем максимального эффекта в плане подхлестывания иммунитета, повышения адаптивных способностей организма. В том случае, если асаны делаются неправильно, то возникают, во-первых - перекосы, во-вторых - травмы.