Что такое классическая йога?
Всовременном мире существует огромное количество школ и направлений йоги. Современный человек легко может выбрать тот стиль, который больше подходит его запросам и ожиданиям. Однако с каждым годом такого рода стили уходят все дальше от йоги в ее классическом понимании. Что же такое классическая йога, и подходит ли она начинающим? Для того чтобы понять, подходит ли йога в классическом понимании начинающим стоит разобраться с самим понятием йоги.
Классическая йога - упражнения или нечто большее?
"Йога" в переводе с санскрита "соединение" или "связь означает". Становится очевидным вопрос: какая связь? Говоря простым языком, это связь нашей души с телом, достижение гармонии с самим собой. Под понятием "Классическая Йога" стоит понимать йогу в ее изначальном, невидоизмененном состоянии.
Такой, какой она была много веков назад. К сожалению, сейчас йогу воспринимают, прежде всего, как набор асан, как способ поправить здоровье или обрести фигуру мечты. Тем более удивительным для начинающих будет тот факт, что в классической литературе по йоге практически не найти описания физических упражнений. Для примера мы предлагаем обратиться к одному из самых значимых и древних трудов по йоге - "Йога - Сутрам" патанджали.
"Йога - Сутры" патанджали.
Йога - сутры по праву считаются классическим произведением. По оценкам разных специалистов, сутры были записаны во II веке до нашей эры. Этот древний трактат не теряет своей актуальности в наше время. Его активно переиздают, огромное количество учителей дают свое толкование сутр, но самое важное то, что сутры патанджали идеально подойдут для тех, кто только начал заниматься или делает первые шаги в знакомстве с йогической философией.
Мудрец патанджали хотел сохранить знания по йоге, обобщить и передать тем, кто стремится к знанию. С этой целью он структурировал все имеющиеся знания по йоге и объединил их в сутры (небольшие по размеру тексты, отражающие самую суть классической йоги. В этой работе вы не найдете рекомендаций к физическим практикам, патанджали воспринимает тело лишь как инструмент, ставя на первое место наш разум и душу. Для того чтобы достичь успеха в йоге и обрести просветление, патанджали предлагает практику пройти последовательно по восьми ступеням йоги.
Каждая ступень имеет свое название: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Яма и нияма - нравственные основы йоги. Их следует уяснить любому начинающему практиковать хатха - йогу. Без следования моральным ориентирам добиться успеха в йоге невозможно. Яма и входящие в нее правила учат жить в гармонии с внешним миром, достигнув этого, ученик должен научиться жить в гармонии с собой, пройдя ступень ниямы. Утвердившись на второй ступени, ученик приступает к освоению асаны.
В современном мире большинство начинающих заниматься йогой познают ее через асаны, но, как мы видим, согласно классической йоге, асана - лишь третья ступень. Древние считали, что сначала нужно обуздать свои чувства, научиться управлять собой, а лишь потом переходить к физическим упражнениям. Классическими и рекомендуемыми к освоению были следующие асаны: падмасана - "Поза Лотоса", сукхасана - "удобная" или "легкая" поза, и сиддхасана - "совершенная поза".
Освоив асаны, ученик должен начать практиковать пранаяму. Сам патанджали писал: "будучи в избранной асане, прекращай движение вдоха и выдоха. Это зовется пранаямой". Многие новички ошибочной считают, что пранаяма - это дыхательная гимнастика. Возможно, для современной фитнес - индустрии - да, но для классической йоги это возможность управлять своей энергией.
Пятая ступень, пратьяхара, предусматривает способность практика осознано пребывать внутри себя. Шестая ступень - дхарана, то есть способности концентрироваться на отдельном предмете. Следующая ступень - дхьяна, на этой ступени йог ощущает лишь то, на чем концентрируется. Последняя ступень - самадхи. Она представляет раскрытие сверх - сознания в растворении практикующего с миром. Современными занимающимся такой уровень практически не достигается.
Классическая йога для начинающих.
Как быть тому, кто решил пойти путем классической йоги? Как начать заниматься дома? И есть ли классический комплекс?
Первым условием является знакомство с нравственными принципами йоги (яма, нияма. Тот, кто встает на путь йоги, должен использовать их в своей жизни, стремиться максимально четко соблюдать нравственные предписания. Однако ввиду того, что жизнь современного человека имеет бешеный ритм, - в параллели приступить к освоению классических асан. В том случае, если вы уже занимаетесь в клубе, то возможность построить свою домашнюю практику позволит тверже встать на путь йоги.
Ваш первый комплекс для домашней практики должен включать разминку. Тренироваться можно только предварительно разогрев тело, далее следует включить в тренировку комплекс для освоения падмасаны. Ваши первые занятия не должны быть чрезмерно долгими, цель йоги не в том, чтобы утомить вас, а в том, чтобы помочь стать целостной личностью. Начинайте с 30-40 минут, но делайте это регулярно. Любую практику завершайте шавасаной. Ваш первый комплекс должен быть простым и безопасным.
Когда ваше тело будет готово, и вы сможете находиться в медитативной асане от 10 до 15 минут, следует начинать освоение пранаямы. Важно помнить: пранаямы выполняются в медитативных асанах, либо в сидячем положении, с ровной спиной и скрещенными ногами. Пранаямы следует осваивать только под руководством специалиста. Неправильное выполнение упражнений может привести к очень неприятным последствиям. Для начинающих рекомендуется полное йоговское дыхание без задержек, это наиболее безопасный вариант.
Следующей ступенью будет медитация. Медитативных техник огромное количество, но здесь важно также запомнить, что медитативные практики должны выполняться под контролем квалифицированного инструктора.
Подводя итог, хочется напомнить, что суть йоги не в асанах. Неважно, насколько сложную асану ты можешь сделать, если за пределами коврика ты оскорбляешь людей и злословишь. Неважно, как умело ты делаешь пранаяму, важно то, как живым существам дышится рядом с тобой. Йога начинается и заканчивается не на коврике. Она начинается в нашем сердце и уме, а выражается в наших поступках.